- Профессиограмма психолога ПОО
- Система требований к личности специалиста, обусловленная условиями и характером его деятельности. К специфическим условиям деятельности относятся: высокий уровень нормативности, экстремальный характер, повышенная опасность, многопланность, необходимость оказывать помощь, как личному составу, так и различным категориям граждан.
Профессиограмма структурно включает два основных компонента: личностные качества (психограмму) и совокупность компонентов профессиональной подготовленности, которыми должен обладать психолог ПОО. Как показывает практика, успешными могут быть психологи с различным личностным профилем (если он в норме) при выработке адекватного стиля поведения. При прочих равных условиях более успешны специалисты, отвечающие следующим требованиям: Профессиональная направленность – развитые нравственные качества, потребность в аффиляции, успехе, стремление оказывать помощь другим людам, совестливость, чувство долга, готовность к соблюдению всех нормативных предписаний, уважительное отношение к людям, даже если они преступили закон, отсутствие корыстных потребностей, жадности к деньгам, социальный иммунитет к криминальной субкультуре; Эмоционально-волевая сфера – уверенность в себе, смелость, решительность, готовность к активному противодействию правонарушителям, эмоциональная устойчивость, толерантность, требовательность к себе, рефлексивность, самоконтроль, самообладание в экстремальных ситуациях; Коммуникативные способности – потребность в общении, готовность выдерживать обширные и длительные контакты с разными людьми (руководителями, коллегами, посетителями, сотрудниками и членами их семей, правонарушителями), эмпатия, дипломатичность, тактичность, умение вызывать к себе доверие, сглаживать «острые углы», не провоцировать конфликты, лаконично излагать свои мысли в служебных документах; публично выступать. Интеллект – не ниже среднего уровня, практичность и социальная направленность мышления, обладание психологическим мышлением, умение оценивать ситуацию по неполным данным (в условиях информационного дефицита), прогнозировать поведение людей, логически мыслить, обладать развитой психологической интуицией.
Требования к профессиональным умениям психолога ПОО включают в себя: умение проводить профессионально-правовую ориентацию молодежи с целью формирования адекватных представлений об особенностях работы в ПОО и выявлять потенциальных кандидатов на службу; осуществлять профессионально-психологический отбор новых сотрудников; выявлять лиц, относящихся к группе профессионально-психологического риска, с пониженными адаптационными возможностями и требующих к себе особого внимания; проводить консультирование руководителей и работников кадровых аппаратов по вопросам расстановки вновь принятых сотрудников в соответствии с их способностями и потребностями практики; оказывать психологическую помощь молодым сотрудникам в адаптации к службе и новому коллективу; проводить психологическое обследования сотрудников по истечении испытательного срока и готовить заключение об их психологической готовности к службе; осуществлять профессионально-психологическую подготовку различных категорий сотрудников, в том числе к действиям в экстремальных ситуациях; изучать социально-психологический климат в подразделениях, выявлять факторы, вызывающие неудовлетворенность службой, низкую мотивацию труда; разрабывать и проводить мероприятий по оптимизации психологической обстановки в коллективе; осуществлять психопрофилактическую работу, выявлять лиц, склонных к деструктивным формам поведения; проводить с ними психокоррекционные мероприятия; освещать СМИ психологические проблемы деятельности ПОО; консультировать сотрудников и членов их семей по психологическим проблемам.
Для успешного решения оперативно-служебных задач психолог ПОО должен уметь: проводить профессионально-психологические консультации для сотрудников различных служб, принимать участие в разработке психологических портретов лиц, представляющих оперативно-служебный интерес; изучать социально-психологические факторы, осложняющие оперативную обстановку в регионе и принимать меры по их устранению; изучать состояние психологической готовности сотрудников при направлении на выполнение ответственных и опасных задач; осуществлять психологическое сопровождение решения задач сотрудниками, связанных с психологическими трудностями; выявлять сотрудников с признаками постэкстремальных психических состояний, оказывать им и раненым, находящимся на излечении, психологическую помощь; осуществлять психологическую поддержку семей сотрудников, выполняющих ответственные и опасные заданий, получивших ранения и увечья или погибших.
Для совершенствования управленческой деятельности психолог должен уметь: осуществлять психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение (выявлять лиц, склонных к управленческой деятельности, проводить занятия, направленные на развитие лидерских качеств и организаторских способностей), оказывать психологическую помощь молодым сотрудникам при вступлении в новую должность; осуществлять супервизорство деятельности руководителей, а при необходимости и других специалистов; консультировать руководителей по проблемам психологии инноваций, организационных изменений и другим управленческим проблемам; способствовать развитию современной прогрессивной организационной (корпоративной) культуры в ПОО.
(М.Г Дебольский.)
Литература: Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и её использование при профотборе специалистов. – М., 1996 ; Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введение в специальность и обучение практического психолога для органов внутренних дел. – М., 1993.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.